
Но, в отличие даже от Платона, Белинский мыслит «об идеях» совершенно атеистически.
Но как основание и сущность всякого явления заключаются в идее, выражаемой им, то самое выражение (факт) не может быть понятно, когда рассматривается само по себе, вне скрывающейся в нем мысли. Критика есть сознание общих законов частного явления, рассматриваемого ею: следовательно, идеи, как первообразы вечных и переходящих законов разума, должны быть ее главным и исключительным предметом, а само явление (факт) должно служить ей только средством для приложения общих законов к частному явлению (Здесь и далее выделено мною. прот. В. П.).
В статье «Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 годе). Сочинение Ф. Глинки, автора "Писем русского офицера" Москва, 1839» Белинский пишет:
Немецкий идеализм перенес на почву русской критики Белинский.
Идеал Гегеля есть вечное, никогда не завершаемое обновление духовной культуры человечества, происходящее через выявление противоречия в наличной стадии знания и нравственности и разрешение этого противоречия в рождении новой стадии.
Идеал Канта есть имманентное человеку представление о трансцендентном, внутренняя цель, представление об итоговом совершенстве, недостижимом или достижимом лишь в бесконечности. И только в художественном творении гения искусства этот недостижимый идеал может быть созерцаем в своей завершенности.
Вера Пушкина была соответствующей этому Православному Исповеданию религиозной верой «во области заочны». Великому поэту в голову не приходило вторгаться в эти области или спасать кого-то своей поэзией и прозой. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Пробуждение добрых чувств. Призыв милости к падшим. Чем не высокая цель в искусстве? Или: Цель поэзии сама поэзия, написал он в другой раз (письмо Вяземскому). В этом он созвучен Моцарту, считавшим задачей своей музыки «просто» доставлять удовольствие слушателю. Какая благородная простота, смирение, человеколюбие и высокий аристократизм слышатся в этих «скромных», вполне «земных» задачах великих гениев искусства, никогда не мысливших о себе как о духовных вождях и спасителях заблудших душ, как о поводырях и учителях человечества.
Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает, учит устами Апостола Павла Святая Церковь (Евр. 11:6). Вера же есть уверенность в невидимом (Евр11:1). Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого (Православный Катехизис. Часть первая. О вере).
Аз есмь глаголет Господь. Бог есть совершеннейшая Сущность, Тот, Кто есть.
Аз есмь Свет миру. Аз есмь Путь и Истина и Живот.
Но Свет, который проповедует Церковь, не является идеалом, а Существующей в действительности Личностью Бога.
Идеал есть недостижимая цель, идеал есть то, чего нет в реальной действительности. Согласно Эммануилу Канту, идеал рождается в голове конкретного человека и этим отличается от Платоновской идеи. Идеал немецкой классической философии «поведение божественного в нас» Канта хорошо понятен современному человеку, с легкостью произносящему: «Бог у меня в душе».
Проблема идеала, вера в идеал Откуда она?
Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.
Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
Протоиерей Владимир Переслегин
Выступление на XX Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа»: наследие русской словесности и проблема идеала. 23 ноября 2010 г.
Трагическая подмена. Православная Вера и кантовско-гегелевский идеал Русской литературы второй половины ХIХ ХХ века
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Трагическая подмена. Православная Вера и кантовско-гегелевский идеал Русской литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий